От искусства к знаниям
Традиционно
участниками проекта для детей мигрантов по дополнительному изучению русского
языка были школьники, приехавшие с родителями из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
В этом учебном году национальный состав
стал шире – приехали дети из Германии, США и Норвегии. Программа языковой и
социокультурной адаптации проекта помогает им привыкнуть к жизни на новом
месте.
Грантовый проект «Русский язык для детей мигрантов» Карена
Суджяна реализуется при поддержке правительства Калининградской области. В этом
учебном году специально разработанная программа по русскому языку как
иностранному (РКИ) интегрирована с курсом русской культуры.
Каждый год кроме мигрантов в группах проекта занимаются
школьники с ограниченными особенностями здоровья, а также ребята, которые по
каким-то причинам долго отсутствовали в школе.
«Подход к обучению дифференцированный, поэтому место в группах есть для
всех, кому нужно подтянуть русский язык. К тому же материалы наших уроков
сильно отличаются от программных, и вызывают у детей большой интерес», –
делится Карен Суджян.
Эксперт отмечает, детям, приехавшим из дальнего зарубежья по
разным причинам адаптироваться сложнее. «Дома родители говорят с ними на
русском языке, в отличие от семей мигрантов из Центральной Азии, однако этого
недостаточно. Выходцев из постсоветских стран все же объединяет общая история,
ментальность. К тому же все республики
многонациональные, мультикультурные, чего не скажешь, например, о Норвегии,
исторически сформировавшейся как относительно монокультурное государство».
Знакомство с русской культурой при изучении языка помогает
детям лучше понять историю, ценности и нравственные ориентиры российского
общества, считает Карен Суджян.
«Мы тщательно отбирали материалы для уроков. Эстетическая
сущность произведений искусства вызывает симпатию у детей, воспитывает
толерантное отношение к новому, хороший вкус и, вообще, имеет большой
развивающий потенциал. Мы не усложняем, так как в основном в проекте дети из
младшей и средней школы. Глаголы движения, например, учим, глядя на русский
народный танец «Калинка» в исполнении профессионального ансамбля, а словарный
запас на тему «Кухонная утварь» пополняем при знакомстве с хохломской,
мезенской, городецкой, палехской стилями росписи деревянной посуды», –
рассказывает руководитель проекта.
Из советской эпохи в программе проекта тему «Время»
иллюстрируют часы театра кукол имени Образцова с домиками сказочных
героев вокруг циферблата, а добрый мультфильм «Трям! Здравствуйте!» из
серии «Сказки Сергея Козлова» предваряет уроки по теме «Приветствие».
В нынешнем учебном году в проекте участвуют учебные
заведения из 5 муниципалитетов Калининградской области, 8 педагогов работают с
группами у себя в школах. На следующий год, в случае получения грантовой
помощи, кроме очных уроков, организаторы планируют набирать для бесплатных
занятий онлайн-группы. Это позволит охватить намного больше детей, желающих
учить русский язык.
На
фото: уроки проекта
«Русский язык для детей мигрантов» в МАОУ СОШ №29 , педагог группы Лидия Фотофудинова
Татьяна
Рязапова