http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

От искусства к знаниям

Традиционно участниками проекта для детей мигрантов по дополнительному изучению русского языка были школьники, приехавшие с родителями из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. В этом учебном году  национальный состав стал шире – приехали дети из Германии, США и Норвегии. Программа языковой и социокультурной адаптации проекта помогает им привыкнуть к жизни на новом месте.

Грантовый проект «Русский язык для детей мигрантов» Карена Суджяна реализуется при поддержке правительства Калининградской области. В этом учебном году специально разработанная программа по русскому языку как иностранному (РКИ) интегрирована с курсом русской культуры.

Каждый год кроме мигрантов в группах проекта занимаются школьники с ограниченными особенностями здоровья, а также ребята, которые по каким-то причинам долго отсутствовали в школе.  «Подход к обучению дифференцированный, поэтому место в группах есть для всех, кому нужно подтянуть русский язык. К тому же материалы наших уроков сильно отличаются от программных, и вызывают у детей большой интерес», – делится Карен Суджян.

Эксперт отмечает, детям, приехавшим из дальнего зарубежья по разным причинам адаптироваться сложнее. «Дома родители говорят с ними на русском языке, в отличие от семей мигрантов из Центральной Азии, однако этого недостаточно. Выходцев из постсоветских стран все же объединяет общая история, ментальность. К тому же все  республики многонациональные, мультикультурные, чего не скажешь, например, о Норвегии, исторически сформировавшейся как относительно монокультурное государство».

Знакомство с русской культурой при изучении языка помогает детям лучше понять историю, ценности и нравственные ориентиры российского общества, считает Карен Суджян.

«Мы тщательно отбирали материалы для уроков. Эстетическая сущность произведений искусства вызывает симпатию у детей, воспитывает толерантное отношение к новому, хороший вкус и, вообще, имеет большой развивающий потенциал. Мы не усложняем, так как в основном в проекте дети из младшей и средней школы. Глаголы движения, например, учим, глядя на русский народный танец «Калинка» в исполнении профессионального ансамбля, а словарный запас на тему «Кухонная утварь» пополняем при знакомстве с хохломской, мезенской, городецкой, палехской стилями росписи деревянной посуды», – рассказывает руководитель проекта.

Из советской эпохи в программе проекта тему «Время» иллюстрируют часы театра кукол имени Образцова с домиками сказочных героев вокруг циферблата, а добрый мультфильм «Трям! Здравствуйте!» из серии «Сказки Сергея Козлова» предваряет уроки по теме «Приветствие».

В нынешнем учебном году в проекте участвуют учебные заведения из 5 муниципалитетов Калининградской области, 8 педагогов работают с группами у себя в школах. На следующий год, в случае получения грантовой помощи, кроме очных уроков, организаторы планируют набирать для бесплатных занятий онлайн-группы. Это позволит охватить намного больше детей, желающих учить русский язык. 

На фото: уроки проекта «Русский язык для детей мигрантов» в МАОУ СОШ №29 , педагог группы Лидия Фотофудинова

Татьяна Рязапова